Этические проблемы суррогатного материнства


Правовое регулирование суррогатного материнства в России

Правовому регулированию в России отведена немалая роль, ведь регламентируется оно не одним законодательным актом и документом. Это статьи в Семейном кодексе РФ, федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», закон «Об актах гражданского состояния», приказ Минздрава РФ «О применении вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) в терапии женского и мужского бесплодия».

Чтобы зарегистрировать ребенка, который был рожден путем суррогатного материнства, необходимы следующие документы:

Свидетельство о рождении из медицинского учреждения;

Согласие суррогатной матери;

Справка из клиники о проведении ЭКО.

Суррогатное материнство и его нормативные проблемы

В продолжение темы хотелось бы указать на явные недоработки в сфере нормативноправового регулирования вопроса суррогатного материнства. По сей день, многим известно, что генетические родители не могут быть полностью защищенными от мошенничества или простого отказа суррогатной матери давать право на регистрацию ребенка бесплодной супружеской паре. Например, Россия – страна, где путем долгих судебных разбирательств, опираясь на Семейный кодекс, суррогатная мать может добиться сохранить за собой право на опеку над ребенком которого выносила для семьи, заключив перед этим официальный договор. Рассматривать это дело будут длительное время, но зачастую в пользу сурмамы. Поэтому будущим родителям остается полагаться лишь на добросовестность и порядочность суррогатной матери.

Ни в одном документе не указаны действия и законы, направленные на решение проблемы, когда при рождении ребенка выясняется наличие какой либо патологии или заболевании, возникает риск отказа генетических родителей от ребенка. Или в случаях когда вместо одного рождается несколько детей, но тут зачастую будущие родители снисходительно относятся, и даже радуются двойному прибавлению в семье. Но тем не менее эти, и еще множество нюансов до сих пор лежат на поверхности общественности и предпринять четкую стандартизацию в законодательстве, для регулирования всех вопросов касательных суррогатного материнства – увы, но видимо невозможно.

Этические проблемы суррогатного материнства

Суррогатное материнство связано с морально-нравственными и философскими аспектами, поэтому представители разных религий высказывают свои мнения на этот счет. Так, например, православная церковь не поддерживает суррогатное материнство, считая, что эта процедура подрывает духовную целостность и пагубно воздействует на здоровье женщины. Кроме того усматривает корыстную составляющую данной услуги, которая является своего рода грехом. И действительно большинство матерей, иногда поступившись своими принципами, идут на суррогатное материнство благодаря хорошему вознаграждению. Запретить суррогатное материнство не в полномочиях церкви, поэтому основным барьером является степень веры в Бога и надежду на него.

Проблемы вынашивания чужого ребенка

Одним из основных аспектов данной проблемы является биологическая связь между суррогатной матерью и ребенком, которая впоследствии при разрыве может сильно сказаться на психике обоих. У суррогатной матери, возможно, возникновение таких психических состояний как депрессия и чувство вины. Кроме того на протяжении всего периода беременности женщину не покидает мысль о том, что она носит под сердцем чужого ребенка, материнскую функцию, которая по мере приближения к родам нарастает, она реализовать не может. На эмоциональном фоне организм испытывает стресс, что может повлиять на работу некоторых органов, а это косвенным образом может сказаться и на здоровье ребенка.

Другим аспектом является то, что плод, по сути, является генетически чужеродным телом для организма суррогатной матери. Поэтому вполне возможно организм будет всячески его отторгать. Это может быть и сильный токсикоз, тошнота, рвота, раздражительность, слабость, потеря веса.

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:  Суррогатное материнство

Если суррогатная мать замужем, здесь стоит упомянуть и муже, который тоже отчасти влияет на развитие плода.

Моральные проблемы суррогатного материнства

Ярые моралисты, конечно, скажут, что суррогатное материнство это антиморально. Женщину используют как инкубатор для вынашивания. Аморально то, что женщина позволяет проделывать какие-то манипуляции со своим телом, чужеродное в него подсаживать. Здесь опять всплывает и денежный вопрос. Однако, женщина сама принимает решение, хочет ли она вынашивать чужого ребенка или же наоборот хочет ли чтобы ее ребенок появился на свет благодаря чужой женщине. Все остальное это мысли и доводы других людей. Всегда найдутся те, кто захочет ее осудить ровно, как и те кто, несомненно, поддержит. И потом понятия о морали у каждого свои.

Если рассматривать проблемы суррогатного материнства разных стран и народов мира, то по большому счету проблемы суррогатного материнства в России ни чем не отличаются, так как любая семья решившаяся воспользоваться услугой суррогатного материнства как не крути столкнется с правовыми и юридическими проблемами, с мнением тех кто по морально – этическим принципам будет осуждать это желание. Каждая семья пройдет через долгий путь подготовки. На этом пути предстоит выбор суррогатной матери, квалифицированного в этой области специалиста, составление договора, где необходимо учесть все до мелочей. И самое главное потенциальным родителям необходимо быть психологически зрелыми, готовыми к тому, что на протяжении всего периода беременности им предстоит немало переживаний. Ведь когда у женщины отсутствует возможность реализовать свое главное материнское предназначение она становится во всех смыслах уязвимой, не меньше переживает и мужчина

Поэтому важно принимать такое серьезное решение совместно. Быть суррогатной матерью или воспользоваться ее услугами дело каждого

Безусловно на такой шаг решится далеко не каждая женщина. Необходимо взвесить все «за» и «против».

Никто не станет отрицать, что суррогатное материнство спасло немало бездетных семей от развода или от семейного кризиса связанного с невозможностью продолжить род. Однако, стоит задуматься над тем, что суррогатное материнство со временем может обесценить такое понятие как «полноценная семья» где есть мама, папа, дети.. Ведь известно немало случаев когда услугами суррогатного материнства воспользовались богатые и знаменитые мужчины, не желающие делить свои гонорары с матерью ребенка, а в случае развода платить алименты.

Суррогатное материнство: православие

На сегодняшний день неизменной является только отрицательная позиция Российской Православной Церкви, которая старается затрагивать и поднимать эту тему все чаще(). Дело в том что, в соответствующих документах, касаемые церкви указывается негативное отношение к суррогатному материнству, и вот почему – она не считает деторождение единственной и главной целью в браке, а всего лишь плодом желания супружеской пары. И если случается такое, что ни при каких условиях, консервативных методах или хирургическим вмешательством победить бесплодие невозможно, то супругам необходимо просто смириться со своей участью в этой жизни, либо молиться, что бы Бог придал им силы для скорейшего излечения, на худой конец – усыновить ребенка из детского приюта. Все остальные пути к появлению ребенка Церковь к сожалению – осуждает. Есть ли ?

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:  ЭКО грех ли это

В виде исключения в документах так же отмечается применение процедуры экстракорпорального оплодотворения при абсолютных показаниях бесплодия, для этого необходимо, что бы пара состояла в официальном браке и была повенчана. Такая вспомогательная репродуктивная технология как – донорство яйцеклеток, криоконсервация и т.д. считаются непосильным грехом.

Отдельный вопрос касается крещения новорожденного ребенка в Русской Православной Церкви. Ведь малыш вовсе не считается виновником манипуляций проведенных цивилизованным обществом, и не несут ответственности за грехи родителей своих. Поэтому детям, рожденным «из пробирки» не отказывают в крещении. Вот некоторые нюансы, с которыми можно столкнуться при желании крестить ребенка:

  • в ситуациях, когда новорожденному угрожает смертельная опасность – процессия крещения проводится вне зависимости от условий, при которых он появился на свет.
  • только после покаяния будущих родителей и суррогатной матери в содеянном, пообещав нести христианской воспитание новорожденного допускаются к крещению.
  • если супружеская пара категорически отказывается покаяться, и сознательно идут против законов Православной Церкви, они лишаются права крестить ребенка, вплоть до его совершеннолетия, когда он сможет самостоятельно выбирать вероисповедание.

Правовые проблемы суррогатного материнства

Некоторые общественные организации выступают против суррогатного материнства, приравнивая это к «купле-продаже» ребенка. Ведь по факту предметом сделки является не только процесс вынашивания, но и сам ребенок. Женщина согласившаяся оказать данный вид услуги получает в качестве аванса всего часть суммы, остальное получает после рождения малыша – здорового малыша. Если на свет появится малыш с проблемами здоровья или иными проблемами, родители вправе отказаться от него, так как, по сути, заказ выполнен некачественно. Как в таких случаях поступить суррогатной матери!? Ведь ее вполне обоснованно могут обвинить в заболеваниях ребенка. Эту проблему надо изучать не только с точки зрения физиологии. Необходимо изучить все тонкости правовых отношений и юридических проблем суррогатного материнства, внимательно ознакомиться со всеми пунктами предлагаемого договора.

За и против

На протяжении всей истории существования человечества одной из главных целей брака считаются дети. Именно с их рождением и воспитанием связаны наши мечты, заботы и надежды. Но не всем дано ощутить радость отцовства и материнства, так как в соответствии с медицинской статистикой 20% всех супружеских пар не обладают естественной способностью к рождению детей1. Несмотря на то, что человек с древних времен пытался найти решение этой проблемы, только в последние годы благодаря использованию искусственных методов репродукции человека появилась возможность изменить ситуацию. Проведение операции по искусственному оплодотворению и имплантации эмбриона позволило супругам обрести надежду стать родителями.

Однако применение этих методов репродукции все же вызывает немалое количество проблем этического, медицинского и юридического характера. Большинство споров возникает вокруг применения суррогатного (заменяющего) материнства, сущность которого заключается в том, что женщина с помощью искусственного оплодотворения соглашается выносить и родить ребенка для супружеской пары, не могущей по состоянию здоровья иметь детей.

Противники суррогатного материнства, в первую очередь к ним относится церковь, считают, что его реализация влечет за собой пренебрежение глубочайшей эмоциональной связью, которая устанавливается между матерью и младенцем во время беременности2

Кроме этого, представители церкви, признавая важность деторождения, не считают его единственной целью брака. Определяя брак как «таинство любви», они видят этическую ценность сексуальных отношений супругов в полной и взаимной самоотдаче, где душа и тело становятся едины

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:  Нету спермы в 13 лет

При этом такое единение не сводится только к воспроизводству человеческого рода. Православная церковь, принимая идею синергии, т.е. сотворчество Бога и человека в преображении мира, вместе с тем отвергает всякую претензию последнего заменить собой Творца мироздания. Поэтому, если муж бесплоден, и медицина не в состоянии ему помочь, жена должна принять его таким, каков он есть, не пытаясь в той или иной форме найти ему подмену.

Несколько по иному к решению проблемы суррогатного материнства подходит мусульманская религия. Так как в странах, исповедующих ислам, разрешена полигамия, то суррогатной матерью может быть другая жена мужа.

Практика заменяющего материнства подвергается критике и за возможность коммерциализации. Она заключается в том, что данный метод может быть использован как средство эксплуатации женщин в роли платных инкубаторов, производящих детей для богатых заказчиков. И таких фактов немало. Недавно в Молдове была разоблачена преступная организация, занимающаяся переправкой детей за рубеж. Матери «доноры» уже в период беременности знали, куда будут отправлены младенцы. В Венгрии было возбуждено уголовное дело против врача-генетика Эндре Цейзеля, который вместе со своей партнершей, находящейся в Америке, также занимался аналогичным «бизнесом».

О запрещении использования суррогатного материнства в коммерческих целях говорится в Брюссельской декларации Всемирной медицинской ассоциации (1985 г.). Представляется необходимым закрепление этого положения и в молдавском законодательстве. Кроме того, данный метод может применяться только в учреждениях государственной и муниципальной системы здравоохранения и лишь в случаях, когда заказчица по состоянию здоровья не может самостоятельно выносить и родить ребенка.

Уменьшению риска коммерциализации суррогатного материнства может способствовать и то, что в качестве заменяющих матерей могут выступать родственники бесплодной пары, которые будут относиться к ребенку с неподдельной любовью. Например, в Австралии в 1994 году был снят ряд ограничений с закона об использовании суррогатного материнства, что позволило сестрам и кузинам генетических родителей стать заменяющими матерями. В штате Северная Каролина (США) сестра женщины, которая сама не в состоянии была выносить ребенка, была оплодотворена спермой ее мужа и в мае 1994 года родила ребенка. Прежде чем принять такое решение, супруги шесть лет лечились от бесплодия. Англичанке Эдит Джонс был пересажен эмбрион, созданный путем слияния яйцеклетки ее дочери 22летней Сюзанны и спермы ее мужа 23летнего Крича Ленгстона. Первый же случай вынашивания ребенка матерью вместо бесплодной дочери зарегистрирован в ЮАР в 1987 году.

Проблемы физического и психического характера для суррогатной матери и ребенка

Биоэтические проблемы суррогатного материнства имеют разносторонний характер и отражаются на физическом и психическом здоровье суррогатной матери и на самом ребенке. Это легко объясняется тем, что ранним токсикозом, как правило, эти женщины страдают намного чаще, чем те, которые вынашивают родной плод. Ведь беременная своим ребенком женщина носит малыша, половина генотипа которого принадлежит ей же. Суррогатная мать вынашивает плод, чужеродный для своего организма, состоящий из клеток, которые принадлежат биологическим родителям. Плод в таких случаях чаще обычного может отторгаться, возникают физические осложнения (слабость, снижение аппетита или отказ от еды, рвота). На их фоне возникают и психические проблемы (мнительность, излишняя тревожность, раздражительность).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector