Как церковь относится к эко

Автор статьи
Демченко Алина Геннадьевна
Время на чтение: 2 минуты

Ухудшение экологии, условий жизни и возникновение новых вирусных инфекций сделали свое дело. Если еще 50-60 лет назад практически не было бесплодных семей, то теперь это массовое явление не только у нас, но и за рубежом. Все бы ничего, ведь ученые создали вспомогательные репродуктивные технологии, способствующие зачатию, но тут возник другой вопрос: Как церковь относится к эко?

Отношение различных конфессий

Отношение церкви к ЭКО странное, ведь любое вмешательство в дела Господа под запретом, но, с другой стороны, если это укрепляет семью и веру в Бога, то почему бы и нет? Спорное отношение к «ребенку из пробирки» побудило многих в религиозном мире столкнуться с этическими проблемами, поднятыми новыми репродуктивными технологиями
Стандартному пониманию отношений между сексом и рождением бросили вызов прежде не предполагаемые методы зачатия. Многие конфессии считают, что такие способы разрушают брак, ведь ребенка можно просто «купить». Особенно страшно это стало теперь, когда многие страны разрешили однополые браки и хотят разрешить таким парам усыновлять детей или, в случае лесбийской пары, воспользоваться донорской программой для зачатия.
Эмоциональные потребности людей, которые стремятся иметь детей и не имеют никакой надежды на это, кроме как с использованием этих процедур, также вынудили богословов вновь исследовать традиционные доктрины. Тем более их поддерживают многие специалисты по этике, считая, что применение репродуктивных технологий безнравственно, ведь внимание людей должно быть направлено на предотвращение нежелательных рождений, на усыновление детей и на улучшение здоровья всех младенцев.

Православие

православная церковьПравославная церковь считает что технология экстракорпорального оплодотворения— это грубое вмешательство в тайну рождения ребенка. Если Господь не посылает нам детей, то это значит, что мы должны обратиться к нему с молитвами, благотворительностью и т.д. Господь проверяет родителей относительно того, готовы ли они принять ребенка как подарок Бога, а не как «продукт» медицинских технологических инноваций. Почему церковь против эко? Основной причиной негативного отношения к ЭКО является гибель эмбрионов во время процедуры. Экстракорпоральное оплодотворение противоречит основам церковной жизни: «При использовании технологии ЭКО эмбрионы проходят лечение как объекты, в частности, могут быть сохранены или уничтожены, что недопустимо». Церковь всегда считала эмбрион человеческим существом, имеющим душу, и его убийство является неприемлемым. Лечение бесплодия способом ЭКО между супругами Русская православная церковь условно «разрешает», полагая, что это вариант естественного зачатия. Однако РПЦ выступает против ЭКО для суррогатного материнства, донорских яйцеклеток и спермы. Особенно настораживает церковь тот факт, что многие знаменитые люди не хотят рисковать своим здоровьем и фигурами, а просто приобретают детей путём суррогатного материнства (Пугачева и Галкин, Филипп Киркоров и т.д.). Настоятели волнуются и надеются, что этот способ не войдёт в обычную практику.
Кроме этого не стоит забывать, что церковь считает тело человека «сосудом», а такие процедуры его разрушают и неизвестно какими последствиями в будущем обернется попытка стать матерью.
Как относится к запрету обычный народ? Практически никак ведь если женщина искренне поблагодарит за это Бога, он услышит ее молитвы и простит. Дети, рожденные в результате процедуры ЭКО, допускаются к крещению только после того, как женщина (мать) исповедуется и причастится. В православной церкви к детям допускаются поблажки, ведь они не несут ответственность за грехи родителей.

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:  Чем отличаются дети ЭКО от обычных детей?

Католицизм

католикиРимско-католическая церковь выступает против всех видов ВРТ, потому что, согласно ее концепции, это отделяет цель порождения акта брака от его соединительной цели. Папа Римский Бенедикт XVI публично повторно подчеркнул возражение Католической церкви против экстракорпорального оплодотворения (ЭКО), ИКСИ, ИИ, суррогатного материнства, замораживания эмбриона, говоря, что это заменяет любовь между мужем и женой.
Методы, которые влекут за собой разобщение мужа и жены вторжением человека в зачатие (суррогатное материнство, искусственная инсеминация спермой донора) безнравственны. Они нарушают право ребенка быть зачатым от отца и матери, связанными друг с другом браком. Они предают «право супругов стать отцом и матерью только друг через друга».
Методы, вовлекающие в зачатие только супругов (ЭКО, ИКСИ, ИИ), возможно менее предосудительны, но все же остаются нравственно недопустимыми. Они отделяют половой акт от относящегося к зачатию акта. Акт, который должен стать зачатием ребенка, больше не является действием, благодаря которому два человека зачинают новую жизнь, даря себя друг другу. Он становится актом, который «поручает жизнь и развитие эмбриона во власть ученых и устанавливает доминирование технологии по оплодотворению». Такие отношения противоречат достоинству и равенству, которое должно быть характерно для родителей и детей.
Кроме того, во время ЭКО эмбриологи избавляются от лишних «дефектных» эмбрионов, а в католицизме эмбрион с момента зачатия рассматривается как человек, у которого есть душа.
Семейные пары, не знающие о запрете, все равно считаются виновными в грехе. Но дети, рожденные после любых суррогатных процедур, освобождаются от ответственности за их грехи и могут пройти обряд крещения.
Время от времени Ватикан делает громкое заявление касаемо вспомогательных репродуктивных технологий, но, если православие сделало верующим поблажки, то католицизм жесток в своей позиции непринятия ВРТ. Поэтому истинные католики могут только мечтать об эко или нарушить запрет.

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:  Нравственная сторона экстракорпорального оплодотворения

Ислам

исламВ исламе ЭКО и подобные технологии допустимы до тех пор, пока они происходят между супругами. Относительно использования во ВРТ доноров (яйцеклетки, спермы, сурмамы) до сих пор идут дебаты между суннитскими и шиитскими потоками ислама. Суннитское сообщество не позволяет донорство, а для шиитских мусульман это разрешено.
Основные положения ислама по поводу ВРТ

  • Искусственное оплодотворение спермой мужа позволено, и рожденные дети являются юридическим потомком пары.
  • Экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО) между супругами разрешено при условии, что процедура необходима по медицинским причинам.
  • Так как брак является договором между женой и мужем, никакое третье лицо не должно нарушать брачные функции секса и зачатия. Это означает, что донор не приемлем, независимо от того, предоставляет ли он сперму, яйцеклетку, эмбрионы или матку. Использование третьего лица приравнивается к супружеской измене.
  • Ребенок, зачатый от донора, принадлежит матери, которая родила его. Он считается незаконнорожденным ребенком.
  • Если брачный договор расторгли из-за развода или смерти мужа, с медицинской точки зрения искусственное зачатие не может быть выполнено бывшей жене, даже если сперма от прежнего мужа.
  • Избыточное число эмбрионов может быть сохранено криоконсервацией. Замороженные бластоцисты являются собственностью одной только пары и могут быть переданы той же жене в последовательном цикле, но только если брак еще зарегистрирован. Донорство эмбриона запрещено.
  • Редукция разрешена только в случае, если здоровье или жизнь матери находятся под угрозой.
  • Все формы суррогатного материнства запрещены.
  • Учреждение банков спермы угрожают существованию семьи, поэтому их следует закрыть.
  • Врач является единственным квалифицированным сотрудником, которому разрешено проводить процедуры ВРТ. Если он выполнит какой-либо из запрещенных методов, он считается виновным, его счета заморожены, и он лишается медицинской лицензии. Кроме этого, женщинам все процедуры должен выполнять только персонал женского пола
  • ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:  Нравственная сторона экстракорпорального оплодотворения

    Иудаизм

    иудаизм Еврейские взгляды по поводу репродуктивных технологий достаточно спорные, так как есть существенное наложение по мнениям и моральному авторитету. Но зато в Израиле более современные медицинские технологии и процент успешного зачатия намного выше, чем во многих странах.
    В целом традиционный иудаизм рассматривает медицинское вмешательство положительно. Вопросы по ВРТ возникают только у еврейской религиозной правовой системы, у которой есть многочисленные законы относительно скромности, секса и рождения детей.
    В ортодоксальном иудаизме оплодотворение спермой мужа допустимо, если жена не может забеременеть никаким другим способом. Реформистский иудаизм обычно одобряет искусственное оплодотворение донором, ЭКО и суррогатное материнство.
    Однако все равно, несмотря на одобрение, многие еврейские богословы выступают против суррогатного материнства на том основании, что эта технология подвергает жизнь женщины опасности, и она не должна рисковать собой, ведь ребенок ей не принадлежит.

    Видео: отношение церкви к ВРТ

    Рейтинг автора
    Автор статьи
    Демченко Алина Геннадьевна
    Акушер-гинеколог, Репродуктолог
    Написано статей
    98
    Ссылка на основную публикацию